- Школьные музеи Красноярья -
МОУ СОШ №165, г.Зеленогорск
« Содержание работы »
» Наш музей
» Содержание
» Экспонаты


 Мероприятия

По инициативе музея уже два года проходят такие акции как: "Зажги свечу", "Цена Победы", "Помогите ветеранам", "Посылка ветерану." Актив музея шествует над памятником погибшим односельчанам и пока безымянной могилой погибших летчиков. Ежегодно проходят встречи с интересными людьми.

В школе создан и действует семейный клуб "Истоки", в котором старшее поколение в результате непосредственного общения передает свой опыт и умения ребятам. Регулярно в музее проходят встречи с ветеранами Вооруженных сил, локальных конфликтов, работниками ОВД города.

Для обмена опытом и развития кругозора, ребята посещают другие музеи города. Наши ребята принимают участие в работе многих Краевых научно-практических конференций и добиваются хороших результатов. В 2008 году стали лауреатами краевого конкурса школьных музеев Красноярья.


 Экспозиции

В музее созданы и действуют постоянные и переносные экспозиции. Постоянными являются экспозиции "Сибирский дом", "История школы", палеонтологическая выставка "Мамонтовая фауна на территории Сибири", "Этих дней не смолкнет слава" - выставка о ветеранах Великой Отечественной войны", "История строительства города Зеленогорска", метеоритная выставка "Происхождение жизни на Земле". К переносным относятся экспозиции о сибирском быте, народных промыслах пос. Орловка, "Моя родословная" и многие другие.

В экспозиции "Сибирский дом" собраны предметы старины и быта местного населения конца 19-начала 20 века. Выставка является интерактивной. Ребята не только могут увидеть, но и попробовать использовать предметы по прямому назначению.

Музейный урок "Мы родом из Сибири." В роли "большухи" Морева Ольга.

Геологическая выставка.

Выставка народного промысла.

Экспозиция «Сибирский быт» В данную экспозицию входят: макет русской печи, фрагмент ставни с деревянного старого дома, предметы быта: утюги угольные, т.е. которые нагревались от раскаленных углей, помещенных внутрь утюга. Они были тяжелыми, долго не остывали. Деревянные ведра, маслобойки, ухваты, кринки, чугуны. Имеются в музее вышитые рушники, которые использовали на свадьбах, на них ложили хлеб и встречали жениха и невесту.

Большой дубовый шкаф для посуды, подаренный местной жительницей – Мяги Н.А. На полках шкафа помещены салфетки ручной работы и различные статуэтки. Раньше, примерно 50-60 годы, было модно украшать шкафы и буфеты такими фигурками, чаще всего это были фарфоровые или керамические слоники. Считалось, что коллекция из семи слоников, приносила счастье. Пол в избах застилался домоткаными половиками, кружками, для их изготовления использовались старая ткань или одежда. Её резали на ленты, связывали в клубки, а затем крючком или на ручных станках делали такие половики. В каждой избе обязательно имелся сундук, где хранились вещи, постельное белье, а иногда и документы, на дне сундука.

Экспозиция представлена также инструментами труда: деревянные прялки, веретена, на которых женщины пряли шерсть; рубель, с помощью которого гладили льняную и холщовую одежду; валек, который использовали при стирке белья на речках. На ручной крупорушке, дробили зерно, а с помощью сечки и корыта - долбёнки секли капусту. Мужчины, жившие в деревне, использовали в хозяйстве: косы, соху, рубанки, мечики, рейсмусы. (Это то, что имеется в музее).

Посуда раньше изготавливалась из дерева и бересты. В музее имеются берестяные солонки, туеса, деревянные чашки и ложки. И даже есть большая стеклянная бутыль 19в., такие раньше стояли на столах в трактирах. В центре избы обычно стоял стол, а на нем большой самовар, который нагревался углями, вмещал он в себя около 10л воды, этого хватало всем членам семьи, чтобы напиться чаю. Сахар использовали кусковой или комковой, который раньше называли «сахарной головой». Чай пили «вприкуску».

Экспозиция «Палеонтология»

Экспозиция представлена орудиями труда первобытного человека: скребки, нуклеусы (с их помощью отбивали пластины от камней), каменные наконечники. Кроме этого имеются кости древних животных, которые жили 20-30 тысяч лет назад: первобытный бизон, доисторический олень, носорог. Часть костей из этих коллекций, были найдены летом 2007г. на Красноярском водохранилище (д. Куртак) учащимися нашей школы под руководством Коршуновой Л. А., во время летней полевой практики. Красноярский краеведческий музей подарил нашему школьному музею большую кость (левое бедро) мамонта, которой уже 30 тыс. лет. Железный век представлен боевыми тогарскими топориками; бронзовыми изделиями китайской культуры 1-2 век.

Экспозиция «Геология»

Представлена магматическими породами: халькопириты, граниты, пириты, полевой шпат, галениты. Часть из них были найдены во время полевой практики, а часть подарена Красноярским геологическим музеем. Осадочные породы были найдены в реке Кан и его притоках. К ним относятся: гальки, кремни, песчаники, ракушечники, слюда, бурый уголь, известняки. Каждые породы имеют паспорт, с указанием места и время добычи.

Экспозиция «История школы»

Эту экспозицию собрали педагоги, ветераны и выпускники школы. Она включает в себя: фотографии прошлых лет, альбомы; учебники, тетради, грамоты, перья, логарифмическую линейку, счеты, даже имеется самодельная деревянная печать, с помощью которой учитель ставил на тетрадь ученика, получившего «5» - звездочку. Кроме того, имеется и пионерская атрибутика: барабан, горн, галстуки, вымпела, пилотки, ленты знаменосцев. Гордость этой экспозиции – гипсовый бюст В. И. Ленина, ведь раньше всесоюзная пионерская организация носила имя Ленина.

Экспозиция «История строительства города»

Наш город начал строиться в 1956 году. Приходилось трудно, особенно в зимнее время, когда стояли сильные морозы, но город построили. Первые строители города поделились некоторыми предметами с нашим музеем. Это строительная каска, зимний шлем, железнодорожный фонарь, паяльники (лудильники), керосиновые лампы, верхонки. Чемодан и рюкзак, с которыми ехали строить город первые строители. Есть даже старые бритвы и галстуки. Наше место известно добычей золота, его добывали здесь ещё в начале 19в., так вот в музее есть сито для промывки породы. Посмотрев альбомы со старыми фотографиями, можно представить себе, как шло строительство нашего города.

Экспозиция «Мировые отечественные войны»

Эта экспозиция представлена стендами по 2-ой Мировой войне, имеются также личные вещи воинов: пилотки, перчатки с парада Победы в Москве, в которых знаменосец нес знамя; письма с фронта, документы, юбилейные награды, офицерская портупея, фотографии, дневники. В районе Усовки наеден штык к трехлинейной винтовке Мосина, а также гильзы к ней. Найденные экспонаты относятся к периоду гражданской войны на территории Енисейской губернии. А, как известно, через деревни Усть-Баргу, Орловку, Ново-Георгиевку , Малую Камалу прошли отряды Капеля. В деревне Малая Камала до сих пор сохранилась могила расстрелянных капелевских офицеров. Она никем не охраняема и, с течением времени, может сравняться с землей. Но сохранение нашей истории есть важнейшая задача подрастающего поколения и всего населения края.


 Экскурсии


 Поисково-исследовательская работа

В настоящий момент в музее ведеться поисково иследовательская работа по следующим направлениям:

    История своей малой родины
    История самолета разбившегося в устье реки Рыбная
    Перегон самолетов через территорию Сибири
    Геология местности
    Сохранение и передача народных традиции


 Проекты

ПРОЕКТЫ

За 2009 уч. Год школьный краеведческий музей принял участие в следующих проектах:
1. Краевой проект «Моё Красноярье»
2. Краевой проект « История в лицах»
3. Краевой проект « Мой сказочный край»
4. Региональная конференция «Гражданская война на территории Енисейской губернии» - 3 место Цыпушкин Дима
5. Краевой проект «Поднять самолеты, вернуть имена» - действует по настоящее время.


 Сотрудничество

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ МОУ СОШ № 165

№пп Наименование организации–партнераВ чем проявляется сотрудничество
1 Красноярский краеведческий музей Методическая работа
2 Красноярский краеведческий музей Методическая работа
3 МУ Лицей №11 г. Красноярск Совместное участие в краевом проекте «Поднять самолеты, вернуть имена»
4 СТЦ «Кадетский корпус» г.Зеленогорск Совместное участие в краевом проекте «Поднять самолеты, вернуть имена»
5 Рыбинский краеведческий музей Оформительская работа, совместные проекты
6 Музей боевой славы г.Зеленогорск Оформление экспозиций, Выставочная деятельность
7 Музейно-выставочный центр г. Зеленогорск Выставочная работа, методическая помощь
8 Музей ДК п. Орловка Сбор информации
9 Совет ветеранов г.Зеленогорска Сбор информации, Помощь в поисковой работе


 Образовательная деятельность

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
школьного краеведческого музея МОУ «ООШ № 165» г.Зеленогорска
«СОХРАНИМ СВОЕ НАСЛЕДИЕ»
(возраст детей 11 – 16 лет, срок реализации – 3 года)

Пояснительная записка

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на благо всего общества. Но нынешние школьники часто не могут ответить на те противоречивые вопросы, которые возникают в ходе истории, не могут соотнести сухие факты и даты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом говорил еще Аврелий Августин, отмечая, что никто ничего не делает хорошего, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. Искусство преподавания верности Отчизне, гуманизм, благородство, гражданскую честь невозможно объяснить путем наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей, образовательного учреждения, педагогов. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

В этой работе неоспорим приоритет педагога. Педагогом в Древней Греции называли человека, сопровождающего ребенка до места учебы (школы), рассказывающего ему о красоте и устройстве мира, отвечающего на все его вопросы и открывающего его нравственно-эстетические качества, которые неразрывно связаны с любовью ко всему живому, к природе, предкам, истории и Отечеству. Он прежде всего советник и наставник ребенка.

Патриотическое воспитание детей происходит в процессе обучения школьным предметам (как составляющая урока), во время занятий в кружках, секциях, студиях, которые ребенок посещает по своему собственному выбору. И ребенок ждет от педагога не столько получения информации, сколько ответа на свои вопросы и поддержки во время приобретения навыков в период участия в культурно-массовых мероприятиях.

Актуальность

Так сложилась история Сибири и Красноярского края, что с 18 века он был местом массовой каторги и ссылки для сотен тысяч жителей европейской части России. Многие из них остались здесь навсегда. Родилось несколько поколений потомков, которые стали уже настоящими сибиряками. К сожалению, практически не знающими истории своей малой Родины, своей семьи.

В школьных программах по истории Отечества на изучение истории Великой Отечественной войны отводится совсем мало времени, а интерес к изучению этого периода нашей истории у детей велик. Ребята самостоятельно хотят исследовать многие доселе неизвестные страницы истории своей малой Родины, семьи, связанные с темой войны. Тем более, что есть еще живые свидетели тех событий. Старшее поколение хочет и может передать свой исторический опыт детям и внукам.

Неоценимую помощь в этом отношении могут оказать поисковые экспедиции по краю, исследовательская работа с людьми пожилого возраста. Понять прошлое легче через историю повседневности, а это значит, через конкретные человеческие судьбы, через историю зданий, улиц - всего, что нас окружает. Любая такая история связана с историей страны.

В городе Зеленогорске есть только один музейно-выставочный центр, где нет постоянно действующей экспозиции по истории города.

Пос. Орловка, на территории которого находится МОУ «ООШ № 165», расположен в удалении от города, поэтому большинство детей и взрослых не имеют возможности посещать МВЦ.

Образовательно-воспитательным центром в поселке может быть школа и музей, как одно из структурных подразделений школы.

Школьный музей - это база овладения краеведческими представлениями. От любви к своей «малой Родине» и изучения её учащиеся приходят к познанию всей Родины, всего мира – и национального и интернационального. Принимая участие в организации школьного музея, собирании и описании его коллекций, устройстве его экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по различным дисциплинам учащиеся обучаются приемам самостоятельной работы, исследовательской в своей основе. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов и среди школьников и среди других лиц (прежде всего старших по возрасту) развивает многие навыки культурной самодеятельности, внедряет в сознание представления о памятниковедении, воспитывает любовь и уважение к своему краю, к самому себе.

Школьный музей – является структурным подразделением образовательного учреждения МОУ «ООШ № 165» Г. Зеленогорска Красноярского края и действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ.

Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Школьный музей создавался и действует в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии детей, родителей и общественности.

Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьного музея, входят в состав музейного фонда и подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.

Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами:


• Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12-ФЗ;
• письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. О деятельности музеев образовательных учреждений;
• нормативные документы о фондах государственных музеев России;
• Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание определено как приоритетное направление в воспитательной работе образовательных учреждений. Оно направлено на дальнейшее формирование патриотичес¬кого сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Деятельность школьного музея МОУ «ООШ №165» направлена на формирование патриотическо-нравственного чувства к истории и культуре своей Родины у школьников средствами музееведения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ программы:

Организация системы целенаправленного воздействия на учащихся по формированию патриотизма как свойства личности.

ЗАДАЧИ программы:


- развитие познавательных интересов воспитанников;
- развитие гражданской позиции через социально-значимую деятельность, инициируемую музеем;
- знакомство с социокультурным и историческим опытом различных поколений;
- формирование умения общаться в коллективе, аргументировать свою точку зрения;
- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, взаимодействие с ветеранскими и общественными объединениями;
- воспитание чувства ответственности за коллективное дело;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
- формирование ряда компетенций:
- познавательной (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);
- информационной (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы (таблицы, схемы и т.д.);
- коммуникативной (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);
- социокультурной (соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в политических и социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; способность участвовать в деятельности демократических институтов; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях на уровне класса, школы, населенного пункта, Красноярского края);
- организаторской (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).
Способствовать:
- воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов в современных условиях;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Красноярского края через практическое участие в сборе, хранении документов, изучении и благоустройстве памятных мест.

Форма образовательной деятельности:


- работа с дополнительными источниками информации и материалами по обсуждаемым проблемам;
- групповая работа;
- тематические зачеты;
- проведение походов и экскурсий;
- составление отчетов по проведенным экскурсиям и походам;
- деловые игры.

Методы образовательной деятельности:


1. проведение лекций и фронтальных бесед;
2. мастер-классы родителей для учащихся;
3. дискуссии;
4. практическая работа

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 11-16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.


Сайт управляется системой uCoz